Поиск

Посуда для чая

Инь и ян в китайской чайной посуде

Один и тот же чай из двух белых тонкостенных чашек может быть разным по вкусу, и в Китае знали об этом лучше нас. Собственно, иньская и янская формы чайной посуды пришли именно оттуда.

Чашка-инь — невысокая, имеет пологие стенки и большую ширину. Из иньской чашки приятно пить в теплую погоду, когда от чая хочется не только яркого вкуса, но и быстрого остывания.

Чашка-янь — высокая и маленькая по диаметру. Пить из нее лучше зимой: чай дольше сохранит аромат и тепло.

Высшим пилотажем среди ценителей дорогой китайской посуды считается купить фарфор инь и янь с одной росписью и наслаждаться неспешной чайной церемонией в разное время года.

История китайского фарфора

Несмотря на мировую известность – в Китае большинство керамических изделий сделано из фаянса: посуда, сувениры, кухонные приспособления. Тонкий фарфор в древности предназначался для скульптур, статуэток. Слово фарфор – в китайском языке означает собирательный термин, им обозначают все изделия из керамики.

  • Первые старинные керамические предметы нашли на юге Китая, их изготовили примерно 20 тысяч лет назад. Они были самими простыми и без орнамента.
  • Первые скульптуры из настоящего фарфора изготавливались в правление династии Хань. На это указывает качество материала, подвергшееся высокотемпературному обжигу.
  • Первый цветной китайский фарфор принадлежит эпохе Суй, трехцветная керамика подвергалась обжигу при низких температурах, с добавлением различных смесей.
  • Посуда с росписью под глазурь, стала появляться при династии Сун. Тогда стали широко известны печи для обжига. Это период украшения керамики драгоценными камнями, эмалями и дорогими металлами.
  • Синяя глазурь была прославлена при династии Мин. Лучший китайский фарфор тогда имел императорский кобальтовый цвет и обилие золотой отделки.
  • Мир узнал тайну изготовления китайского фарфора в период династии Цин. Сначала ее выкрал французский шпион. А потом один из императоров в мемуарах детально описал процесс производства посуды. С этого периода мастера многих стран пытались создать свой фарфор.

Как отличить оригинал от подделки

Главные отличительные черты костяного фарфора — тончайшие, словно яичная скорлупа, стенки, невесомая легкость и мягкий молочный цвет. При легком постукивании по поверхности посуды можно услышать отчетливый звонкий и очень мелодичный звук. Интересный визуальный эффект можно наблюдать при просмотре изделий на свету — они будут казаться прозрачными, как папирусная бумага.

Как и любая дорогая вещь, фарфор всегда находится под бдительным прицелом поддельщиков. Некоторые производители научились использовать специальную белую краску, выдавая фейк за оригинал. Для определения подделки достаточно перевернуть посуду верх дном и посмотреть на донышко — обычно оно остается неокрашенным, и можно увидеть настоящий цвет исходного материала.

Еще один визуальный способ оценки — отсутствие на поверхности материала каких-либо неровностей, подтеков, цветовых переходов и прочих дефектов. Благодаря высокой прочности фарфор обладает тем самым характерным звучанием, который и служит подтверждением оригинальности продукта. Если прикоснуться к чашке или стенке блюдца деревянной палочкой, то можно услышать звонкую и приятную слуху «металлическую» мелодию.

Фарфор: культ и культура

Первая фарфоровая ваза попала в руки европейского человека благодаря легендарному путешественнику и исследователю Марко Поло (XIII в.). Затем в Европу, охваченную страстью к уникальному материалу, пошли караваны с изящными изделиями по Великому Шелковому пути и, конечно, доставались только королям. Людовик XIV, например, пил обжигающий бульон только из китайской чаши, к которой французские ремесленники прикрепили серебряные ручки.

Фарфоровую посуду пытались делать в итальянской Венеции и Германии. Английские и французские мастера тоже старались сделать вручную изящные вазы и чашки, но результат получался грустным: изделия были грубыми, толстостенными и хрупкими. Много столетий нигде кроме Китая не могли создать такую же прекрасную посуду. Первым, кому удалось разгадать тайну материала, оказался живший в Саксонии химик Иоганн Бётгер (XVIII в.). Недолго думая, он передал рецептуру саксонским мануфактурщикам, и производство было поставлено на поток. Раскрытие тайны, за которую в Китае когда-то казнили людей, привело к временному упадку производства фарфора на его родине. Но положительным моментом можно считать развитие навыка зарубежных мастеров и мастериц расписывать посуду в китайском стиле. А роспись посуды, к слову, ценилась выше, чем сам фарфор, поскольку секреты выбора красок и мотивов передавались между десятками поколений ремесленников из Поднебесной.

Оригинальный китайский фарфор — это всегда произведение искусства. Отвлечься от разглядывания вазы, тарелки или чашки, расписанной умелым мастером, просто невозможно, и через несколько минут этого увлекательного занятия становится совершенно очевидно, почему на аукционах просят за посуду и сувениры такую цену. А главное — эту цену хочется заплатить…

Антиквариат

Первоначально все предметы из фарфора покрывались белой глазурью. Во время правления династии Тан в 618-906 стали выпускать изделия еще и голубого цвета. По качеству обжига они приравниваются к современным способам отделки. В этот период появилось большое разнообразие форм, таких как вазочки, кувшины, баночки для косметики.

Усовершенствовались технологии создания фарфора в период правления династии Сун. Это 960-1279 На изделия наносились оригинальные узоры, использовалась цветная глазурь. Украшением предметов декора служили драгоценные камни и позолота. С 1279 года начинает править династия Юань. В это время появляется твердый фарфор.

Династия Мин (1368-1644) является периодом рассвета китайского фарфора. Постепенно в разработку материала вносились различные новшества. В росписи начали использовать эмалевые краски вместо минеральных. Иногда мастера соединяли оба вида росписи. Например, наносили рисунок минеральными красками, обжигали, а после сверху разрисовывали эмалевыми. С этого периода китайский фарфор большими партиями поставляется купцами в Европу. В то же время усовершенствованный рецепт производства фарфора становится известным в Японии. Их изделия ярче, но хуже по качеству.

Современные производители китайского чайного фарфора

Ведущие предприятия по-прежнему сосредоточены в двух южных провинциях: Гуандун и Цзянси. У каждого из них есть свой товарный знак, наличие которого подтверждает высокое качество и художественную ценность продукции. Они не так известны, как европейские фарфоровые бренды, но заслуживают не меньшего внимания.

ПроизводительКраткое описание
Chaozhou Fengxi Hongcheng, город Чаочжоу, провинция ГуандунПредприятие открылось в 1985 году, но всего за несколько десятилетий сумело достичь не только общенациональной, но и мировой известности. Его продукция поставляется в страны Азии, Ближнего Востока, Европы и Африки.
Завод выпускает сервизы для ресторанов и домашнего пользования, предлагая качественную современную посуду в стиле минимализм. Коллекции бренда в основном однотонные, без декора, выдержанные в тёплой, пастельной гамме.
Фарфоровый завод Гуан Мин, Цзиндэчжэнь, провинция ЦзянсиКрупнейший на сегодняшний день производитель изысканного фарфора: «яичной скорлупы» и рисового.
Столовые и чайные сервизы предприятия изготавливаются в классическом китайском стиле, продолжая традиции эпохи Цин.
Юэцзиньский фарфоровый завод, ЦзиндэчжэньПредприятие, основанное в 1957 году, специализируется на сервизах и других предметах домашнего обихода. Предпочитает про-европейский стиль с элементами восточного декора. Есть линейка для масс-маркета и отдельные коллекционные выпуски, копирующие старинные образцы имперского фарфора. Эксклюзивные предметы сервировки расписываются вручную и выглядят не хуже настоящего антиквариата.
Королевская керамика Сямэнь, Цзиндэчжэнь, провинция ЦзянсиЗавод, открытый в 1992 году, работает преимущественно на экспорт. Выпускает как столовую и чайную посуду для повседневного использования, так и декоративный коллекционный фарфор. Копии посуды династий Юань, Мин и Цин почти неотличимы от оригинала. В декоре изделий преобладает кобальтовая синяя роспись, полихромные эмали, техника Family rose и потёчные глазури.
Chaozhou Foga Ceramics Manufactory. Чаочжоу, провинция ГуандунМолодая фабрика существует с 2006 года, но за рекордно короткий срок успела добиться известности и признания в Европе и Америке, куда в основном поставляет свою продукцию. Специализация предприятия: сервизы в современном стиле из высококачественного костяного фарфора. В коллекциях бренда оригинально сочетаются восточные и западные «реплики».

Дизайн

Китайская фарфоровая посуда может иметь рельефный декор или простую роспись красками. Рельефный декор наносят на стенки при помощи гравировки или перфорации. Некоторые элементы производятся отдельно, а после наклеиваются на посуду. Роспись наносят под глазурь или на нее. Обычно изделия расписывают эмалевыми красками.

Первые китайские фарфоровые изделия выглядели, как продолговатые кувшины. Наибольшей популярностью пользовались зеленые и голубые образцы с рельефными украшениями. После начали появляться изделия с тесненным рисунком. Чашки были белоснежными с легким зеленым оттенком. Поражали воображение европейцев чашки, состоящие из двух частей. В процессе их производства китайский мастер к внешней половине приклеивал внутреннюю – фарфоровую. Внешняя часть была кружевная, а внутренняя – декорирована цветочным узором. Когда чай заливался в чашку, через ажур просвечивался рисунок.

До 1950 года выпускались тарелки круглой формы. В 20 годах большим спросом пользовались образцы в стиле ар деко. А уже в 40 годы изготавливалась посуда самой разнообразной геометрической формы. На сегодняшний день чаще всего встречаются тарелки из фарфора с бортами.

Виды и формы посуды

Встречаются самые разнообразные по виду, форме и расцветке, изделия из китайского фарфора. Есть термин «фарфоровое семейство» — он получил название от цвета преобладающей краски в общей гамме изделия. Чаще всего это розовые, черные семейства, но встречаются зеленый, голубой, желтый.

Оттенок морской волны – возник сначала, как имитация нефрита. Появился еще до нашей эры. Изделия однотонные, без росписи, с переливчатой глазурью. Иногда украшены рельефами.

Белый без росписи – самый старый вид фарфора, изготовлялся еще на заре производства, при династии Сун. Есть – цинь-бай (чисто-белый), иногда его украшали голубой или зеленой глазурью, инкрустацией золотом и бронзой, лепным декором. Дехуа – фарфор с оттенком сливок. Его называют «сверкающей жемчужиной», он пользуется популярностью у коллекционеров.

Бело-синий фарфор – наиболее известный и распространенный по всему миру с начала 12 –го века. Роспись кобальтом по белому костяному телу фарфора, кобальтовая сетка – много веков вызывает заслуженное восхищение работой китайских художников.

Санкай (трехцветный) – фарфор покрывали тремя глазурями разных цветов – желтого, кремового и зеленого. На сыром изделии вырезали орнамент, затем обжигали при высокой температуре, затем расписывали и опять обжигали, но уже при низкой температуре. Допускались черный и белый фон. А позже – синий.

Пятицветный фарфор эпохи Цинь – добавки красителей в подглазурную роспись, помогали создать настоящие шедевры. И сейчас в современных коллекциях, зарубежных музеях можно увидеть посуду, расписанную узорами в виде пейзажей, китайских драконов, цветов.

Страшная фарфоровая тайна

В Китае талантливые и наблюдательные мастера придумали делать фарфоровую посуду три тысячелетия тому назад (подтверждение тому — черепки, раскопанные в долине реки Хуанхэ). Даже самые первые изделия получились у ремесленников настолько удачными, что быстро оказались на столе императора и восхитили весь двор.

Массовое производство отдельных предметов и сервизов из фарфора началось в VI-VII веках. От черепка китайцы добились той тонкости, белизны и звонкости, за которой коллекционеры дорогой посуды охотятся до сих пор.В века правления династии Сун (X-XIIв.в.) появился фарфор Яобань, стоимость которого приравнивалась к стоимости нефрита и чистого золота — настолько высоким было качество материала. При династии Сун лучшую посуду делали в мастерских Дэхуал и Лунцюань.

Считается, что лучший чайный фарфор в Китае стали делать в XV-XVI века (эпоха Мин), добившись от технологии изготовления идеала. В то время знаменитый китайский мореплаватель Чжэнхэ несколько раз отвозил в Восточную Азию и африканские страны посуду и сувениры, изготовленные из превосходного фарфора.

Китайские мастера фарфора начали создавать сервизы прицельно для зажиточных европейских покупателей в XVIII веке (династия Цин). Фарфоровая посуда покрывалась специфической глазурью оттенка бычьей крови и уникальной розовой эмалью. Огромный спрос на сервизы обнаружился, когда средневековые европейские моряки привезли образцы на родину: заиметь набор тончайшей редкой посуды стало желанием всей знати.

К XIX веку в производстве фарфора наступил кризис, многие заводы разорились, Китай почти ничего не экспортировал за рубеж. Ситуация изменилась только после образования КНР, когда государственная верхушка начала выделять из бюджета средства на отстройку разрушенных заводов. Фарфоровый чайный сервиз, изготовленный в современном Китае с соблюдением древних технологий — ценный подарок, образец изысканности форм и росписи.

R2S – изящество сервировки

Свою историю компания R2S начала в середине прошлого века. Она производит посуду из разных материалов, но фарфор занимает в ее работе особое место. Изюминкой компании стал выпуск тематических коллекций, каждый предмет из которых можно приобрести как в составе сервиза, так и по отдельности. Мастера росписи тщательно продумывают гармоничность сочетания цветов и эффективность рисунков, поэтому с фарфором R2S сервировка вашего стола всегда будет уникальной и самобытной.

Идеальной посудой чая считается пиала, поэтому чашки в настоящем чайном сервизе имеют именно такую форму. На Востоке считают, что процесс употребления чая оказывает благотворное действие на человека в физическом и психологическом отношении, настраивает на неспешность и созерцательность. Поэтому китайские фарфоровые чайные сервизы изготавливаются с особой тщательностью, чтобы вкус и цвет чая смогли показать все свои оттенки, а вы смогли насладиться не только напитком, но и красотой посуды, в которой он подается.

Прислать рецепт >>

Queens Crown

Желаете создать уютную атмосферу во время вечернего чаепития дома? Посуда чешского бренда Queens Crown сделает десерты и напитки еще более аппетитными! Эти изделия способны сделать повседневную жизнь более яркой, наделив ее ноткой аристократизма.

Производитель, создавая посуду, делает ставку на отменное качество своих изделий, а также красивый дизайн. Так, в ассортименте бренда вы найдете сервизы, исполненные в старинном стиле, а также экземпляры, имеющие классический и современный дизайн. Фарфор от Crown Porcelain дополнен элегантной отделкой под золото и платину, некоторые изделия украшены сложными росписями. Посуда имеет резные края, что делает ее более изысканной и утонченной!

Выбирая чайный сервиз от чешских производителей, вы гарантировано получаете высококачественные изделия, способные прослужить вам годами. Какому бренду отдать предпочтение? Все зависит от личных вкусовых предпочтений, бюджета, а также от повода! Уверены, вы без особых сложностей сможете сделать правильный выбор!

Прислать рецепт >>

Фарфоровая посуда, узоры и символизм

То, что было изображено на фарфоровой посуде родом из Китая, не являлось простым украшением или первым, что приходило на ум художнику: обычно роспись делали символичной. Так, цветы символизировали красивых женщин, пионы — весну, цветки лотоса — лето, дикая слива — зиму, а цветущие хризантемы — осень. Нарисованная вечнозеленая сосна ассоциировалась с долголетием, праведным образом жизни и мужеством перед лицом невзгод. Бамбук рассказывал о жизнелюбии, прямоте и витальности, а гранат — о пожелании иметь много сыновей. Любопытно, что иероглиф «семя» в Китае рисуется точно так же, как иероглиф «сыновья».

Thun

Из этой статьи вы узнаете:

Thun – крупный производитель фарфоровой посуды из Чехии. Завод был открыт в далеком 1794 году, и тогда потребителям был представлен не нуждающийся в представлении Тунский сервиз. Спустя несколько веков продукция от именитого бренда продолжает покорять ценителей высокого качества и оригинального дизайна.

В сервизы Thun производитель включает не только чашечки и блюдца, но и необходимую для комфортного чаепития посуду: заварные чайники, сахарницы, молочники и иные изделия. Каждое блюдце, чашечка выполнены из высококачественного твердого фарфора, а для декорирования мастера используют современные принты, лаконичные узоры, и интересные орнаменты. Благодаря искусным специалистам конечный потребитель получает не просто посуду, а истинные произведения искусства!

Эволюция чайных чашек

Фарфоровая посуда пользовалась бешеной популярностью, и не только из-за новизны и внешней красоты, но и по практическим причинам. Фарфор был гораздо легче глины и других ранее использовавшихся материалов, не впитывал запахи, а также хорошо удерживал тепло. Тонкие стенки посуды сохраняли напиток не обжигающе горячим, а в меру теплым.

Интересно, что изначально чашки были придуманы в форме широких пиал. При такой конфигурации чай остывал гораздо быстрее, чем в другой посуде. В России вплоть до XX в. использовали именно пиалы или глубокие блюдца, а во многих странах арабского мира древние традиции сохранились и до наших дней. В современной интерпретации чашка «обзавелась» удобной ручкой и блюдцем, причем функция последнего сначала была исключительно защитной — чтобы не допустить пролитие чая на скатерть.

В антикварных магазинах можно найти забавные чашки с выступом в передней части. Виновником изобретения «дефекта» стали усы, мода на которые буквально заполонила Англию и другие европейские страны в XIX в. Британские джентльмены не хотели мириться с тем, что при отпитии из чашки их усы намокали, но и лишить себя удовольствия почаевничать тоже не хотели. Так появилось специальное углубление, чтобы оставаться сухим после чаепития, причем в буквальном смысле этого слова.

Говоря о современных стандартах, стоит отметить, что в каждой стране существуют свои стандарты вместимости чашек. Например, в США это примерно 230-240 мл, Японии — 180-200 мл, Англии — 280 мл и т.д.

Виды

Фарфор разделяют на три основных вида. Различаются они между собой качеством глины и способом ее обработки. При производстве посуды, статуэток используют:

  1. Твердый фарфор — он белого цвета, достаточно крепкий. Содержит в составе каолин и китайский камень. Изделия из него тяжелые, непрозрачные. Обжигают сырье при температуре 1600°С.
  2. Мягкий фарфор — его еще называют искусственным. В свое время европейские мастера старались воспроизвести фарфор, поэтому экспериментировали с различными материалами. На сегодняшний день при производстве мягкого сырья смешивается глина тонкого помола и стекловидные вещества. Обжигают его при более низких температурах, поэтому структура материала получается пористая.
  3. Костяной фарфор — это разновидность твердого сырья. Его главной составляющей является пережженная кость. Во время обжига ингредиенты плавятся, создавая крепкий материал. Он отличается белизной, прочностью, легкостью и прозрачностью.

Наиболее ценным и престижным является костяной фарфор. Посуду из него применяют на светских раутах. Для повседневного использования подойдут изделия из твердого вида материала.

Твердый

Мягкий

Костяной

Как выбрать качественный китайский фарфор

Качество – главный камень преткновения, когда речь идёт о товарах из Поднебесной. Но оригинальные производители фарфоровой посуды не заинтересованы в обмане потребителя, поэтому их продукции можно доверять. Главное избежать подделок, которыми «богат» китайский экспортный рынок. При покупке чайного сервиза необходимо:

Убедиться, что он сделан именно из фарфора, а не из более дешёвой керамики. Изделия должны хотя бы немного просвечиваться и при лёгком ударе деревянной палочкой издавать чистый, мелодичный звук. Настоящий китайский фарфор – тонкий и лёгкий, в чём нетрудно убедиться, аккуратно ощупав и взвесив посуду в руке. На донышке обязательно делается неглазурованный ободок белого или кремового оттенка. Если его нет или цвет черепка сероватый, словно грязный – изделие низкого качества и долго не прослужит.
Выставить все компоненты сервиза на ровную поверхность и проверить, не качаются ли они. Донышки заводской посуды тщательно притёрты, а если изделие деформировалось во время обжига, потеряв ровную форму, его сразу отбраковывают. Только небольшие подпольные мастерские допускают в партиях искривленную продукцию.
Оценить качество глазурного покрытия. На нём не должно быть пузырьков, сколов, микротрещин, «залысин», разрывов, непонятных пятен

Главное не перепутать первое со вторым, чтобы не заплатить лишнее. Деколь всегда «слишком» правильная, чёткая, симметричная. Рисунок художника – живой, с выраженными мазками, разной толщиной линий, вариациями орнамента.
По узору из драгоценного металла нужно аккуратно провести пальцем. Если останется след, роскошная отделка нанесена с нарушением технологии и быстро сотрётся.
Росписью не покрывают всё поверхность качественных изделий, чтобы покупатель мог оценить красоту натурального фарфора. Обилие яркого, насыщенного декора и позолоты может скрывать какие-то дефекты.
Желательно, чтобы рисунок или цветная глазурь не затрагивали внутреннюю поверхность посуды, которая контактирует с пищей.

Royal Czech Rorcelain

Чайные сервизы от Carlsbad произведены специально для людей, понимающих значение всех деталей сервировки. Она производится на базе старинных и передовых технологий, а дизайн изделий достоин роскошных интерьеров дорогостоящих гостиниц, элитных ресторанов и частных коттеджей.

Посуда Royal Czech Porcelain разнообразна: вы можете подобрать комплекты всевозможных форм, габаритов, дизайна, цветовых решений. Изделия производятся из высококлассного фарфора, являющегося экологически чистым материалом, который не выделяет токсичных веществ. Изделия надолго сохраняют тепло ароматных блюд и напитков, принося своим владельцам немало удовольствия от процесса чаепития!

Жанры росписи китайского фарфора

Стоимость ручной росписи оригинального китайского фарфора может многократно превышать стоимость самой чашки, если над ней трудился известный художник. В особенности, если речь идет об антикварных предметах.

В каталогах фарфора можно встретить несколько жанров росписи чайных наборов:

    • Жэнь у хуа (кит. 人物画, пиньин rénwùhuà) — изображения фигурок людей, участвующих в разных сценах из жизни, и знаменитых личностей. Роспись велась с использованием пяти цветов и особой тональной растяжки, которая в академической живописи носит название лессировки. Иногда к изображениям добавляются каллиграфические надписи.
    • Хуа няо (кит. 花鸟, пиньин huāniǎo) – изображения растений и птиц в сочетании с каллиграфическими надписями.
    • Шань шуй (кит. 山水, пиньин shānshuǐ) – изображение пейзажей с горами и реками.

Также в магазинах фарфора можно увидеть предметы с росписью в виде традиционных цветочных и растительно-плодовых орнаментов (цветки лотоса, орхидеи, слива мэйхуа, бамбуковые ростки, цветки персика, гранат), сервизы с изображением бамбука и животных — реальных (тигры, сороки, черепахи, рыбы, журавли) и мифических (драконы и фениксы). Популярны мотивы с участием двух карпов, пары уток, цветков лотоса, растущих на одном стебле, двух птиц.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий